Империя Александра на физической карте мира.
Почему Александр Македонский отправился завоевывать не житницы Северного Причерноморья, а гористую и неплодородную Малую Азию?
Историческая наука не учит задаваться вопросами, предпочитая излагать материал так, будто речь идет о каких-то аксиомах, в которых нет места сомнению. Вот и известный персонаж античного мира Александр Македонский совершал свои аксиоматические завоевания, несмотря на то, что они противоречили здравому смыслу. И не ищите объяснений его поступкам в истории, их там нет.
Согласно канонической версии, все было так. В IV веке до н.э. македонский царь Филипп, сколотив из пастухов своей маленькой и гористой страны армию, разбил войска греческих государств и подчинил себе почти всю Грецию. Его сын Александр во главе огромного греческого войска отправился покорять Персию, в которую тогда входили территории Малой и Средней Азии. Завоевав Малую Азию и Ближний Восток, он отправился дальше. Пали Вавилон, Сузы… Но Александру этого мало, и он с маниакальным упорством продвигается в глубь Азии. Персидский поход плавно перешел в Индийский, еще немного и - греческая армия уже на берегах Инда. Александр пошел бы и дальше, но воины отказались – навязчивые идеи их полководца превратили поход в безумие. Удовлетворившись видом Индийского океана, новоиспеченный Царь Азии повернул назад.
Империя, созданная Александром Македонским, прозванным за свои победоносные походы Великим, была также великой. Александр завоевал огромные территории, но все они, за исключением Греции, находились в Азии. Он почему-то стремился захватить только их и совсем не помышлял расширить границы доставшегося ему в наследство государства дальше в Европу. А ведь именно там, чуть севернее Македонии и Черного моря, находятся самые плодородные места Европы. Однако молодой царь предпочел двигаться совсем в другом направлении. В результате мы видим на карте завоеванный им мир, где Македония оказывается на самом его краю.
Все войны всегда ведутся за ресурсы, то есть за получение экономической выгоды. И только в древности этот закон почему-то нарушается. Как будто в прошлом жили люди какой-то другой природы, не подчинявшиеся естественным и социальным законам развития. Вот - и Александр Македонский. Историки предлагают поверить, что он увлек в крупнейшую военно-политическую авантюру людей, поманив их каким-то богатством Востока. Не нужно было Македонии и остальной Греции думать об экономике, о новых пашнях и пастбищах, о пропитании. Оказывается, надо было получить золото, драгоценные камни или просто приключения. То есть эти страны достигли такого высокого экономического уровня, что экономика работала уже сама по себе, готовая к тому же к любым непомерным нагрузкам, как снабжение новых армий, походов, новых территорий и проч.
Естественно, что такая картина не соответствует никаким реалиям и является обычной фантазией. И никакое золото не подменит собой экономику, да и вообще, это экономика дает золото, а не наоборот. Можно, конечно, подумать, что азиатские территории как раз и хранили необходимые ресурсы, но это не так. Посмотрим на завоевательный путь Александра.
Сначала была покорена Малая Азия. Это - азиатская территория современной Турции, одни сплошные горы. Хлеб – главный источник пропитания – здесь не посеешь и не пожнешь. Весь хлеб Турция производит на своей европейской территории. Далее – Ближний Восток, то есть горы и пустыни. Райские кущи Палестины, о которых рассказывает Библия, цветут только на ее страницах. Либо это обычные сказки, либо искать эти земли надо совсем в другом месте. То есть и тут Македония приобрела не кормителя, а нахлебника.
Дальше идет небольшое Междуречье, а за ним огромные пространства, но до самой Индии это опять сплошная гористость, мало пригодная для земледелия. Сегодня эти земли занимают Иран, Пакистан и Афганистан, – тут с природным богатством, если не считать нефть, все ясно. И вот все эти бесполезные территории были целью и результатом великих завоеваний. Зачем же это было нужно?
Вопрос о том, почему Александр отправился покорять бесплодные гористые земли, к тому же далекие, вместо тех, что были богаты на чернозем, да еще и рядом, осложняется и другим моментом. Азия принадлежала персам, которые не раз демонстрировали грекам силу своего оружия и подчинили своей власти чуть ли не пол азиатского мира. По другую же сторону от Греции никакого мощного государства не было. На прекрасных богатых землях проживали разрозненные кочевые народы, не способные оказать серьезного сопротивления. Это, в общем-то, нашло свое подтверждение: Александр без труда разбил придунайские племена, но этим и ограничился.
Мы видим, что завоевательные планы и действия Александра Македонского, а также всего остального эллинского мира, который его поддерживал, парадоксальны и не объяснимы. Так в чем же причина Азиатского похода? Может, все-таки, дело в персидском золоте? Ну, мало ли, вдруг грекам больше действительно ничего было не надо, ведь, как известно, в Греции есть все. Однако сказочное богатство Востока – это и есть просто сказка. Никаких несметных сокровищ там нет и никогда не было, да и откуда им в этих бедных местах взяться. Да если бы и было, то куда же оно делось? В музеях его нет. Так, какие-то крохи, которых, к тому же, не больше, чем злата-серебра из других регионов.
Точно так же, как богатую на природу библейскую Землю обетованную, в других местах надо искать и малоазийского царя Креза, чье имя из-за его богатства стало нарицательным. Либо не в том месте, либо не в том времени. Так, может, и история Александра Великого, если уж ей трудно ужиться в и без того странном античном мире, происходила не там или не тогда. Географию в данном случае трудно представить иной – вся Средняя Азия усыпана Александриями, построенными в честь победителя. А вот временные рамки – возможно.
То, что Александр не смог расширить границы эллинского мира на севере, может свидетельствовать об одном - там уже были государства, которые ему просто не дали это сделать. Все лучшие места занимаются в первую очередь, и человеческая история не может являться исключением. Ну а те, кто опоздал, вынужден жить в горах, пустынях, джунглях и прочих менее пригодных для жизни условиях. И, естественно, такому народу не удастся потеснить своего соседа, расположившегося на благодатной земле: не хватит ресурсов.
Принимая это положение, мы должны переместить историю Александра и его империю (кстати, не имевшую даже названия) в позднее средневековье, когда на севере Балкан и Черного моря уже сформировались довольно развитые государства. И тут выбирать не приходится, потому что политическая география в данном случае однозначна. В течение нескольких столетий территории Балкан, Малой Азии и других восточных территорий входили в состав одного огромного государства – Оттоманскую империю.
Самым знаменитым и великим турецким султаном был Сулейман Кануни, которого в Европе называли Сулейман Великолепный и Великий Турок. При нем Турция достигла наибольшего могущества и процветания. Если сравнить географию двух империй – Александра и Сулеймана, - то можно увидеть, что они удивительно похожи. Разница только в том, что на востоке государство османов простиралось не так далеко, как у греков. Но если сделать поправку на преувеличенность Александровых завоеваний, как и вообще всей его истории, обросшей легендами, то территориальная идентичность двух евразийских империй очевидна.
В случае отождествления Александра с Сулейманом становится понятным, почему военная экспансия первого приобрела такую странную одностороннюю направленность, и его родина оказалась на краю завоеванного мира. На самом деле, завоевание распространялось во все стороны от метрополии, каковой была Малая Азия – исконные земли османов.
Нет ничего удивительного и в том, что Александр Македонский, завоевав Восток, перенял вдруг азиатские обычаи и превратился в классического восточного владыку. Если представить его турецким султаном или полководцем, это получает свое объяснение.
И не кажется странным то, что именно в Стамбуле-Константинополе хранится саркофаг Александра. Там же находится и его известный мраморный бюст, выполненный его придворным скульптором, знаменитым Лисиппом.
Утащено отсюда: amigooo.livejournal.com/48347.html